Публикации и статьи Андрея Третьякова

Минерально-сырьевой товарный баланс: ключ к промышленному прорыву

Минерально-сырьевой товарный баланс: ключ к промышленному прорыву

По вопросу формирования минерально-сырьевого товарного баланса производства и потребления

Уважаемые коллеги!
В течение всего постсоветского времени неоднократно предпринимались попытки решения вопросов интенсификации промышленного развития, как на основании рыночных моделей (создание технопарков для предпринимателей, поддержка национальных государственных и частных холдингов), так и на территориально распределённом принципе — формирование ТОРов, свободных экономических зон и иных мер стимулирования. Однако ключевая проблема — создание сквозных цепочек от добычи минеральных ресурсов до производства конечных изделий — так и не получила комплексного решения.


Новейшие исторические предпосылки

Существующие отчёты контрольных и надзорных органов (в частности, Счётной палаты РФ) указывают на то, что управление государственным фондом недр часто оказывается недостаточно эффективным. Отмечаются:

  1. Снижение показателей по воспроизводству стратегических и дефицитных видов полезных ископаемых.
  2. Недостаточное нормативно-правовое регулирование в сфере недропользования и межведомственного взаимодействия.
  3. Отсутствие чёткого механизма формирования «экономически обоснованного баланса между внутренним потреблением, экспортом и вынужденным импортом минерального сырья», что затрудняет комплексное развитие смежных отраслей.
  4. Замедление внедрения современных технологий глубокой переработки и обогащения, из-за чего значительная часть добытого сырья уходит на экспорт в виде первично обогащенных концентратов или малообработанной продукции.

Кроме того, в отчётах подчёркивается, что за последние три десятилетия мы потеряли ряд технологических компетенций в сфере глубокой переработки ключевых видов минерального сырья. В результате не развиваются и не внедряются отечественные технологии переделов, а существующие месторождения зачастую эксплуатируются лишь на этапе первичного обогащения.

Таким образом, мы систематически сталкиваемся с неисполнением Поручения Президента по формированию продукции высоких переделов и производству товаров с высокой добавленной стоимостью.

Основные последствия:

  1. Отсутствие эффективного управления промышленностью, базирующегося на прозрачном и всеобъемлющем минерально-сырьевом товарном балансе (МСТБ).
  2. Наличие запасов полезных ископаемых не ведёт к формированию сильного сектора производства конечной продукции.
  3. «Сырьевой отток»: ресурсы добываются «ради добычи» и продаются на внешнем рынке по заниженной стоимости, без достаточной глубины переработки внутри страны.

Необходимость комплексного подхода

Чтобы выйти из указанного системного тупика, предлагается реализовать механизмы основанные на управлении финансового-экономическими показателями плановой реализации минерально-сырьевого товарного баланса, который учитывает весь цикл — от геологоразведочных работ и добычи с последующими обогащением и передалами до выпуска конечной продукции. Очередность целей применения предлагаемого подхода — обеспечить:

  • Государственные и оборонные нужды (стратегические заказы, технический суверенитет).
  • Потребности внутреннего рынка (включая товары производственного характера и товары для населения).
  • Экспортные поставки (при этом приоритет должен смещаться в сторону продукции высоких переделов).

Фактически речь идёт о переходе к проактивному, проектному управлению сырьевыми ресурсами: планированию объёмов добычи, переработки, транспортировки и последующего производства в тесной связке с экономическими, финансовыми и технологическими показателями.


Три уровня потребления

Для обеспечения системного подхода целесообразно выделить три ключевых уровня:

  1. Госзаказ, оборонные нужды
    • Важен приоритет стабильного снабжения стратегически значимыми материалами (редкие и редкоземельные металлы, специальные марки сталей и сплавов, компоненты для авиакосмической промышленности и т.п.).
    • Необходима поддержка проектов, формирующих полный цикл от добычи до готового изделия в критически важных и импортозависимых отраслях.
  2. Внутренний рынок (товары производственного назначения и народного потребления)
    • Создание глубокой переработки внутри страны даёт синергетический эффект: снижение зависимости от импорта, рост рабочих мест, развитие регионов, увеличение налогооблагаемой базы.
    • Прозрачная система баланса позволит всем участникам видеть, где и в каких объёмах нужны те или иные ресурсы, чтобы грамотно развивать перерабатывающие мощности.
  3. Внешние рынки
    • После удовлетворения стратегических внутренних нужд целесообразно выходить на экспорт, но с упором на продукцию высоких переделов. Это повысит рентабельность и инвестиционную привлекательность отрасли, а также укрепит экспортные позиции страны.

Таким образом речь идет о формировании плана производства от добычи до готовой продукции на основе инвестиционных (стоимостных) показателей. Это соответствует современным мировым трендам устойчивого развития, где упор делается на экологически и экономически эффективные цепочки производства.


Кодекс НАЭН как плацдарм для финансово-экономической оценки

Особое место в предлагаемом подходе занимает Кодекс НАЭН – это международно признанный (а также адаптированный к отечественным условиям) свод правил и стандартов, который регламентирует:

  • Оценку запасов и ресурсов полезных ископаемых;
  • Финансово-экономическое моделирование горнодобывающих проектов;
  • Использование современных технологических решений на каждом этапе освоения месторождений, включая обогащение, переработку и получение высокотоварной продукции;
  • Параметры эффективного управления рисками на всех стадиях: разведка, добыча, переработка, реализация.

Применение Кодекса НАЭН позволяет:

  1. Объективно и прозрачно оценивать целесообразность разработки того или иного месторождения, исходя не только из наличия запасов, но и из планов по глубокой переработке.
  2. Выявлять оптимальные технологические решения (включая отечественные технологии), которые обеспечат максимальную рентабельность и конкурентоспособность конечной продукции.
  3. Формировать основу для дальнейших хозяйственно-товарных связей вплоть до изготовления и сборки конкретных товаров, обладающих высокими потребительскими качествами.

Именно с учётом положений Кодекса НАЭН можно «плясать от печки», начиная с конкретных проектных примеров и переходя к более комплексным схемам освоения ресурсов. Такой подход создаёт фундамент для системного внедрения МСТБ, где каждый шаг — от геологоразведки до готовой продукции — проверяется как с технологической, так и с финансово-экономической точки зрения.


Формирование МСТБ как стратегический инструмент

Внедрение минерально-сырьевого товарного баланса предполагает:

  1. Переход к сквозному планированию
    Каждая стадия (добыча, транспортировка, обогащение, переработка, изготовление конечного изделия, сбыт) должна быть увязана в единую систему. При этом данные о разведанных запасах, возможностях и планах по добыче, технологических решениях и инвестиционных программах становятся основой для составления общего «производственного календаря».
  2. Прозрачный учёт и мониторинг
    • Создание единой базы данных о текущем и прогнозном потреблении различных отраслей.
    • Отслеживание динамики цен, объёмов экспортно-импортных операций, наличия «узких мест» (дефицитов) и резервов (профицитов).
    • Своевременное обновление информации о результатах геологоразведочных работ и освоении новых месторождений.
  3. Корректировка стратегических задач по геологоразведке
    • Формирование приоритетного списка объектов разведки и освоения, исходя из перспективных потребностей машиностроения, авиакосмической, медицинской, электроники, оборонной и других критически важных отраслей.
    • Пересмотр существующих норм и правил для эффективного использования бюджетных средств на геологоразведку: приоритет отдаётся месторождениям, которые могут обеспечить максимальную отдачу для экономики страны.
  4. Поддержка промышленных технологий
    • Развитие и активное внедрение отечественных технологических решений по глубокой переработке сырья, чтобы избежать «сырьевого оттока».
    • Мотивация предприятий к созданию и обновлению производственных мощностей, способных выпускать продукцию высоких переделов.
    • Государственное стимулирование (налоговые льготы, гранты, субсидии) в случае, если предприятие участвует в цепочке формирования добавленной стоимости от добычи до конечного продукта.
  5. Использование стандартов Кодекса НАЭН
    • На уровне государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКР) учитывать финансово-экономические расчёты, подтверждающие возможность глубокой переработки.
    • Включать в согласование технических проектов освоения месторождений обязательные требования по дальнейшему переделу добытого сырья в соответствии с принципами Кодекса НАЭН.

Практические шаги и уже достигнутые результаты

  1. Угольный комитет при Минэнерго
    По инициативе вице-премьера А. Новака и Министра Цивилёва С. Е. сформирован угольный комитет, куда вошли представители крупнейших угольных компаний (около 70 предприятий) и профильных министерств.
    • Задача комитета — согласовывать планы добычи и транспортировки, оценивать риски, развивать технологии переработки угля, в том числе для химической промышленности, и формировать единую стратегию развития отрасли.
  2. Планируемое создание нефтегазового комитета
    Следующим шагом предполагается формирование аналогичного органа, который займётся вопросами оптимизации цепочек нефтегазового сектора. Основная идея — объединить усилия министерств (Минэнерго, Минприроды, Минпромторг), ключевых государственных корпораций и частного бизнеса, чтобы комплексно формировать баланс производства и потребления по нефти, газу и производным от них продуктам.
  3. Рекомендации Минпромторгу
    • Более активно включаться в работу по созданию отраслевых комитетов.
    • Стать ключевым участником формирования минерально-сырьевого товарного баланса на уровне межведомственных процедур: от государственной экспертизы запасов до согласования технических проектов освоения месторождений.
    • Внедрять принципы Кодекса НАЭН в систему госуправления недропользованием, требовать подтверждения экономической эффективности и глубокой переработки в проектных решениях.
  4. Поддержка инициативы со стороны РАН и Совета Федерации РФ
    • По итогам совещания в Совете Федерации (28.01.25), посвящённого мерам поддержки металлургии и машиностроения, подчёркивалась необходимость формирования прозрачных механизмов обеспечения сырьём предприятий.
    • Научные круги (РАН и профильные институты) указывают на то, что при должной координации и господдержке можно в короткие сроки наладить серийный выпуск современной продукции из отечественного сырья, что укрепит технологическую независимость страны.

Развитие отечественных технологий и научно-производственных цепочек

Одним из ключевых звеньев успешного функционирования МСТБ является создание и внедрение отечественных технологий. При этом Кодекс НАЭН позволяет более объективно оценивать экономические и технологические риски, связанные с различными сценариями переработки.

Особую роль играют:

  • Научно-исследовательские институты (НИИ), университеты, конструкторские бюро, способные разрабатывать и адаптировать новые методы обогащения и переработки минерального сырья.
  • Индустриальные партнёры, готовые финансировать и внедрять пилотные проекты на своих производственных площадках.
  • Государственные программы, предусматривающие льготные кредиты, гранты, субсидии и другие меры поддержки высокотехнологичных производств в сырьевом секторе.

При тесном взаимодействии науки, промышленности и государства можно достаточно быстро создавать конкурентоспособные технологии передела полезных ископаемых, которые будут работать как на нужды внутреннего рынка, так и формировать привлекательный экспортный потенциал.


Ожидаемые результаты при реализации МСТБ

  1. Повышение инвестиционной привлекательности горнодобывающей и перерабатывающей отраслей. Чёткий баланс спроса и предложения снижает риски для инвесторов.
  2. Усиление экономической безопасности страны за счёт снижения зависимости от импортной сырьевой продукции и развития глубокой переработки внутри страны.
  3. Рост переделов и импортозамещение. Переход к глубокой переработке создаёт дополнительные рабочие места, подтягивает смежные отрасли, повышает компетенции в науке и промышленном дизайне.
  4. Развитие промышленной инфраструктуры: новые предприятия, модернизация существующих производств, обновление оборудования и технологических линий.
  5. Формирование суверенных механизмов ценообразования, где стоимость ресурса определяется не только внешней конъюнктурой, но и внутренними приоритетами развития.

Сильные и слабые стороны инициативы

Сильные стороны:

  1. Системный характер: МСТБ охватывает все этапы — от разведки до готовой продукции, причём Кодекс НАЭН придаёт этому прозрачность и обоснованность.
  2. Поддержка на высшем уровне: Инициативы по комплексному управлению недрами отражены в поручениях руководства страны и в ряде правительственных документов.
  3. Интерес научного сообщества: РАН, вузы и НИИ готовы предоставлять методические и технологические решения, при этом Кодекс НАЭН служит удобным стандартом для унификации оценок.
  4. Возможность корректировки государственных программ по геологоразведке и развитию промышленности, основанную на реальных потребностях страны и на объективных финансово-экономических моделях.

Слабые стороны:

  1. Сопротивление части бизнеса, привыкшего к экспорту сырья с минимальными затратами.
  2. Необходимость обновления нормативно-правовой базы (лицензирование недропользования, стимулирующие меры, межведомственные регламенты).
  3. Вертикальные и горизонтальные барьеры внутри госуправления: согласование между различными министерствами и ведомствами может затягиваться без чёткого регламента.
  4. Вопросы финансирования: крупные проекты по промышленной кооперации и внедрению новых технологий требуют существенных вложений, которые должны быть защищены долгосрочными госгарантиями.

Призыв к совместной работе

Уважаемые коллеги, сегодня реальные предпосылки для внедрения минерально-сырьевого товарного баланса становятся всё более осязаемы. Формирование отраслевых комитетов (например, угольного и будущего нефтегазового) показывает, что межведомственная кооперация перестаёт быть лишь декларацией. Однако, чтобы эта модель распространилась на все стратегические виды сырья и отрасли, необходимо:

  1. Поддержать инициативы по созданию МСТБ на уровне законодательной и исполнительной власти.
  2. Обеспечить участие Минпромторга в процедурах госэкспертизы запасов, согласовании технических проектов и формировании программ воспроизводства минерально-сырьевой базы.
  3. В обязательном порядке учитывать положения Кодекса НАЭН, требующие экономической и технологической обоснованности проектов по освоению недр и переработке сырья.
  4. Разработать системные механизмы стимулирования предприятий, которые выбирают путь глубокой переработки и выпуска продукции высоких переделов.
  5. Привлечь научное и экспертное сообщество к разработке методик комплексной оценки месторождений, технологических цепочек и финансово-экономических моделей развития (с ориентацией на высокие переделы).
  6. Создать единую информационную платформу, которая позволит всем участникам рынка видеть как актуальные, так и перспективные потребности по сырью, и планировать инвестиции в переработку.

Предложения для Минпромторга

  • Подготовить положение о подразделении (или отдельном направлении) в Минпромторге, которое будет курировать создание минерально-сырьевого товарного баланса производства и потребления.
  • Интегрироваться в процедуры, связанные с формированием государственного баланса полезных ископаемых и государственной экспертизой запасов (ГКЗ, ЦКР).
    • Включать в процедуры экспертизы обязательную проверку наличия (или готовности к внедрению) технологий производства высоких переделов, согласно принципам Кодекса НАЭН.
    • Участвовать в обосновании формирования программ ВИПР и ГВЛ, чтобы увязывать планы геологоразведки и промышленной кооперации с реальными технологическими возможностями и потребностями внутреннего рынка.
  • Инициировать внесение изменений в нормативно-правовые акты, чтобы проекты по освоению месторождений изначально учитывали возможности дальнейшей переработки и выпуска конечных изделий, а также содержали финансово-экономические расчёты (в логике Кодекса НАЭН).

Друзья и соратники, будущее отечественной промышленности во многом зависит от того, сможем ли мы эффективно управлять нашими богатыми ресурсами. Формирование минерально-сырьевого товарного баланса — это не только выполнение государственных поручений и стандартов, но и реальная возможность дать мощный импульс экономическому росту, создать новые переделы, повысить уровень жизни граждан и укрепить суверенитет страны.

Присоединяйтесь к этой работе! Ваши идеи, экспертиза и практический опыт помогут воплотить задуманное. Вместе мы сможем вывести промышленный потенциал России на качественно новый уровень, обеспечив рациональное использование недр и развитие высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью.

Комментарии

Модуль "Полноценные Комментарии 2.0" не найден