
Минерально-сырьевой товарный баланс: ключ к промышленному прорыву
21.02.2025
182
По вопросу формирования минерально-сырьевого товарного баланса производства и потребления
Уважаемые коллеги!
В течение всего постсоветского времени неоднократно предпринимались попытки решения вопросов интенсификации промышленного развития, как на основании рыночных моделей (создание технопарков для предпринимателей, поддержка национальных государственных и частных холдингов), так и на территориально распределённом принципе — формирование ТОРов, свободных экономических зон и иных мер стимулирования. Однако ключевая проблема — создание сквозных цепочек от добычи минеральных ресурсов до производства конечных изделий — так и не получила комплексного решения.
Новейшие исторические предпосылки
Существующие отчёты контрольных и надзорных органов (в частности, Счётной палаты РФ) указывают на то, что управление государственным фондом недр часто оказывается недостаточно эффективным. Отмечаются:
- Снижение показателей по воспроизводству стратегических и дефицитных видов полезных ископаемых.
- Недостаточное нормативно-правовое регулирование в сфере недропользования и межведомственного взаимодействия.
- Отсутствие чёткого механизма формирования «экономически обоснованного баланса между внутренним потреблением, экспортом и вынужденным импортом минерального сырья», что затрудняет комплексное развитие смежных отраслей.
- Замедление внедрения современных технологий глубокой переработки и обогащения, из-за чего значительная часть добытого сырья уходит на экспорт в виде первично обогащенных концентратов или малообработанной продукции.
Кроме того, в отчётах подчёркивается, что за последние три десятилетия мы потеряли ряд технологических компетенций в сфере глубокой переработки ключевых видов минерального сырья. В результате не развиваются и не внедряются отечественные технологии переделов, а существующие месторождения зачастую эксплуатируются лишь на этапе первичного обогащения.
Таким образом, мы систематически сталкиваемся с неисполнением Поручения Президента по формированию продукции высоких переделов и производству товаров с высокой добавленной стоимостью.
Основные последствия:
- Отсутствие эффективного управления промышленностью, базирующегося на прозрачном и всеобъемлющем минерально-сырьевом товарном балансе (МСТБ).
- Наличие запасов полезных ископаемых не ведёт к формированию сильного сектора производства конечной продукции.
- «Сырьевой отток»: ресурсы добываются «ради добычи» и продаются на внешнем рынке по заниженной стоимости, без достаточной глубины переработки внутри страны.
Необходимость комплексного подхода
Чтобы выйти из указанного системного тупика, предлагается реализовать механизмы основанные на управлении финансового-экономическими показателями плановой реализации минерально-сырьевого товарного баланса, который учитывает весь цикл — от геологоразведочных работ и добычи с последующими обогащением и передалами до выпуска конечной продукции. Очередность целей применения предлагаемого подхода — обеспечить:
- Государственные и оборонные нужды (стратегические заказы, технический суверенитет).
- Потребности внутреннего рынка (включая товары производственного характера и товары для населения).
- Экспортные поставки (при этом приоритет должен смещаться в сторону продукции высоких переделов).
Фактически речь идёт о переходе к проактивному, проектному управлению сырьевыми ресурсами: планированию объёмов добычи, переработки, транспортировки и последующего производства в тесной связке с экономическими, финансовыми и технологическими показателями.
Три уровня потребления
Для обеспечения системного подхода целесообразно выделить три ключевых уровня:
- Госзаказ, оборонные нужды
- Важен приоритет стабильного снабжения стратегически значимыми материалами (редкие и редкоземельные металлы, специальные марки сталей и сплавов, компоненты для авиакосмической промышленности и т.п.).
- Необходима поддержка проектов, формирующих полный цикл от добычи до готового изделия в критически важных и импортозависимых отраслях.
- Внутренний рынок (товары производственного назначения и народного потребления)
- Создание глубокой переработки внутри страны даёт синергетический эффект: снижение зависимости от импорта, рост рабочих мест, развитие регионов, увеличение налогооблагаемой базы.
- Прозрачная система баланса позволит всем участникам видеть, где и в каких объёмах нужны те или иные ресурсы, чтобы грамотно развивать перерабатывающие мощности.
- Внешние рынки
- После удовлетворения стратегических внутренних нужд целесообразно выходить на экспорт, но с упором на продукцию высоких переделов. Это повысит рентабельность и инвестиционную привлекательность отрасли, а также укрепит экспортные позиции страны.
Таким образом речь идет о формировании плана производства от добычи до готовой продукции на основе инвестиционных (стоимостных) показателей. Это соответствует современным мировым трендам устойчивого развития, где упор делается на экологически и экономически эффективные цепочки производства.
Кодекс НАЭН как плацдарм для финансово-экономической оценки
Особое место в предлагаемом подходе занимает Кодекс НАЭН – это международно признанный (а также адаптированный к отечественным условиям) свод правил и стандартов, который регламентирует:
- Оценку запасов и ресурсов полезных ископаемых;
- Финансово-экономическое моделирование горнодобывающих проектов;
- Использование современных технологических решений на каждом этапе освоения месторождений, включая обогащение, переработку и получение высокотоварной продукции;
- Параметры эффективного управления рисками на всех стадиях: разведка, добыча, переработка, реализация.
Применение Кодекса НАЭН позволяет:
- Объективно и прозрачно оценивать целесообразность разработки того или иного месторождения, исходя не только из наличия запасов, но и из планов по глубокой переработке.
- Выявлять оптимальные технологические решения (включая отечественные технологии), которые обеспечат максимальную рентабельность и конкурентоспособность конечной продукции.
- Формировать основу для дальнейших хозяйственно-товарных связей вплоть до изготовления и сборки конкретных товаров, обладающих высокими потребительскими качествами.
Именно с учётом положений Кодекса НАЭН можно «плясать от печки», начиная с конкретных проектных примеров и переходя к более комплексным схемам освоения ресурсов. Такой подход создаёт фундамент для системного внедрения МСТБ, где каждый шаг — от геологоразведки до готовой продукции — проверяется как с технологической, так и с финансово-экономической точки зрения.
Формирование МСТБ как стратегический инструмент
Внедрение минерально-сырьевого товарного баланса предполагает:
- Переход к сквозному планированию
Каждая стадия (добыча, транспортировка, обогащение, переработка, изготовление конечного изделия, сбыт) должна быть увязана в единую систему. При этом данные о разведанных запасах, возможностях и планах по добыче, технологических решениях и инвестиционных программах становятся основой для составления общего «производственного календаря». - Прозрачный учёт и мониторинг
- Создание единой базы данных о текущем и прогнозном потреблении различных отраслей.
- Отслеживание динамики цен, объёмов экспортно-импортных операций, наличия «узких мест» (дефицитов) и резервов (профицитов).
- Своевременное обновление информации о результатах геологоразведочных работ и освоении новых месторождений.
- Корректировка стратегических задач по геологоразведке
- Формирование приоритетного списка объектов разведки и освоения, исходя из перспективных потребностей машиностроения, авиакосмической, медицинской, электроники, оборонной и других критически важных отраслей.
- Пересмотр существующих норм и правил для эффективного использования бюджетных средств на геологоразведку: приоритет отдаётся месторождениям, которые могут обеспечить максимальную отдачу для экономики страны.
- Поддержка промышленных технологий
- Развитие и активное внедрение отечественных технологических решений по глубокой переработке сырья, чтобы избежать «сырьевого оттока».
- Мотивация предприятий к созданию и обновлению производственных мощностей, способных выпускать продукцию высоких переделов.
- Государственное стимулирование (налоговые льготы, гранты, субсидии) в случае, если предприятие участвует в цепочке формирования добавленной стоимости от добычи до конечного продукта.
- Использование стандартов Кодекса НАЭН
- На уровне государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКР) учитывать финансово-экономические расчёты, подтверждающие возможность глубокой переработки.
- Включать в согласование технических проектов освоения месторождений обязательные требования по дальнейшему переделу добытого сырья в соответствии с принципами Кодекса НАЭН.
Практические шаги и уже достигнутые результаты
- Угольный комитет при Минэнерго
По инициативе вице-премьера А. Новака и Министра Цивилёва С. Е. сформирован угольный комитет, куда вошли представители крупнейших угольных компаний (около 70 предприятий) и профильных министерств.- Задача комитета — согласовывать планы добычи и транспортировки, оценивать риски, развивать технологии переработки угля, в том числе для химической промышленности, и формировать единую стратегию развития отрасли.
- Планируемое создание нефтегазового комитета
Следующим шагом предполагается формирование аналогичного органа, который займётся вопросами оптимизации цепочек нефтегазового сектора. Основная идея — объединить усилия министерств (Минэнерго, Минприроды, Минпромторг), ключевых государственных корпораций и частного бизнеса, чтобы комплексно формировать баланс производства и потребления по нефти, газу и производным от них продуктам. - Рекомендации Минпромторгу
- Более активно включаться в работу по созданию отраслевых комитетов.
- Стать ключевым участником формирования минерально-сырьевого товарного баланса на уровне межведомственных процедур: от государственной экспертизы запасов до согласования технических проектов освоения месторождений.
- Внедрять принципы Кодекса НАЭН в систему госуправления недропользованием, требовать подтверждения экономической эффективности и глубокой переработки в проектных решениях.
- Поддержка инициативы со стороны РАН и Совета Федерации РФ
- По итогам совещания в Совете Федерации (28.01.25), посвящённого мерам поддержки металлургии и машиностроения, подчёркивалась необходимость формирования прозрачных механизмов обеспечения сырьём предприятий.
- Научные круги (РАН и профильные институты) указывают на то, что при должной координации и господдержке можно в короткие сроки наладить серийный выпуск современной продукции из отечественного сырья, что укрепит технологическую независимость страны.
Развитие отечественных технологий и научно-производственных цепочек
Одним из ключевых звеньев успешного функционирования МСТБ является создание и внедрение отечественных технологий. При этом Кодекс НАЭН позволяет более объективно оценивать экономические и технологические риски, связанные с различными сценариями переработки.
Особую роль играют:
- Научно-исследовательские институты (НИИ), университеты, конструкторские бюро, способные разрабатывать и адаптировать новые методы обогащения и переработки минерального сырья.
- Индустриальные партнёры, готовые финансировать и внедрять пилотные проекты на своих производственных площадках.
- Государственные программы, предусматривающие льготные кредиты, гранты, субсидии и другие меры поддержки высокотехнологичных производств в сырьевом секторе.
При тесном взаимодействии науки, промышленности и государства можно достаточно быстро создавать конкурентоспособные технологии передела полезных ископаемых, которые будут работать как на нужды внутреннего рынка, так и формировать привлекательный экспортный потенциал.
Ожидаемые результаты при реализации МСТБ
- Повышение инвестиционной привлекательности горнодобывающей и перерабатывающей отраслей. Чёткий баланс спроса и предложения снижает риски для инвесторов.
- Усиление экономической безопасности страны за счёт снижения зависимости от импортной сырьевой продукции и развития глубокой переработки внутри страны.
- Рост переделов и импортозамещение. Переход к глубокой переработке создаёт дополнительные рабочие места, подтягивает смежные отрасли, повышает компетенции в науке и промышленном дизайне.
- Развитие промышленной инфраструктуры: новые предприятия, модернизация существующих производств, обновление оборудования и технологических линий.
- Формирование суверенных механизмов ценообразования, где стоимость ресурса определяется не только внешней конъюнктурой, но и внутренними приоритетами развития.
Сильные и слабые стороны инициативы
Сильные стороны:
- Системный характер: МСТБ охватывает все этапы — от разведки до готовой продукции, причём Кодекс НАЭН придаёт этому прозрачность и обоснованность.
- Поддержка на высшем уровне: Инициативы по комплексному управлению недрами отражены в поручениях руководства страны и в ряде правительственных документов.
- Интерес научного сообщества: РАН, вузы и НИИ готовы предоставлять методические и технологические решения, при этом Кодекс НАЭН служит удобным стандартом для унификации оценок.
- Возможность корректировки государственных программ по геологоразведке и развитию промышленности, основанную на реальных потребностях страны и на объективных финансово-экономических моделях.
Слабые стороны:
- Сопротивление части бизнеса, привыкшего к экспорту сырья с минимальными затратами.
- Необходимость обновления нормативно-правовой базы (лицензирование недропользования, стимулирующие меры, межведомственные регламенты).
- Вертикальные и горизонтальные барьеры внутри госуправления: согласование между различными министерствами и ведомствами может затягиваться без чёткого регламента.
- Вопросы финансирования: крупные проекты по промышленной кооперации и внедрению новых технологий требуют существенных вложений, которые должны быть защищены долгосрочными госгарантиями.
Призыв к совместной работе
Уважаемые коллеги, сегодня реальные предпосылки для внедрения минерально-сырьевого товарного баланса становятся всё более осязаемы. Формирование отраслевых комитетов (например, угольного и будущего нефтегазового) показывает, что межведомственная кооперация перестаёт быть лишь декларацией. Однако, чтобы эта модель распространилась на все стратегические виды сырья и отрасли, необходимо:
- Поддержать инициативы по созданию МСТБ на уровне законодательной и исполнительной власти.
- Обеспечить участие Минпромторга в процедурах госэкспертизы запасов, согласовании технических проектов и формировании программ воспроизводства минерально-сырьевой базы.
- В обязательном порядке учитывать положения Кодекса НАЭН, требующие экономической и технологической обоснованности проектов по освоению недр и переработке сырья.
- Разработать системные механизмы стимулирования предприятий, которые выбирают путь глубокой переработки и выпуска продукции высоких переделов.
- Привлечь научное и экспертное сообщество к разработке методик комплексной оценки месторождений, технологических цепочек и финансово-экономических моделей развития (с ориентацией на высокие переделы).
- Создать единую информационную платформу, которая позволит всем участникам рынка видеть как актуальные, так и перспективные потребности по сырью, и планировать инвестиции в переработку.
Предложения для Минпромторга
- Подготовить положение о подразделении (или отдельном направлении) в Минпромторге, которое будет курировать создание минерально-сырьевого товарного баланса производства и потребления.
- Интегрироваться в процедуры, связанные с формированием государственного баланса полезных ископаемых и государственной экспертизой запасов (ГКЗ, ЦКР).
- Включать в процедуры экспертизы обязательную проверку наличия (или готовности к внедрению) технологий производства высоких переделов, согласно принципам Кодекса НАЭН.
- Участвовать в обосновании формирования программ ВИПР и ГВЛ, чтобы увязывать планы геологоразведки и промышленной кооперации с реальными технологическими возможностями и потребностями внутреннего рынка.
- Инициировать внесение изменений в нормативно-правовые акты, чтобы проекты по освоению месторождений изначально учитывали возможности дальнейшей переработки и выпуска конечных изделий, а также содержали финансово-экономические расчёты (в логике Кодекса НАЭН).
Друзья и соратники, будущее отечественной промышленности во многом зависит от того, сможем ли мы эффективно управлять нашими богатыми ресурсами. Формирование минерально-сырьевого товарного баланса — это не только выполнение государственных поручений и стандартов, но и реальная возможность дать мощный импульс экономическому росту, создать новые переделы, повысить уровень жизни граждан и укрепить суверенитет страны.
Присоединяйтесь к этой работе! Ваши идеи, экспертиза и практический опыт помогут воплотить задуманное. Вместе мы сможем вывести промышленный потенциал России на качественно новый уровень, обеспечив рациональное использование недр и развитие высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью.